четверг, 4 апреля 2013 г.

Гавань Райзхольц на распутье


Алексей Потупин

Вот уже более ста лет дискутируется будущее гавани Райзхольца, что на самом юге Дюссельдорфа.

Её история началась в 1895 году, когда Герман Хайе, сын основателя стеколького завода Фердинанда Хайе, скооперировавшись с Максом Тринкхаусом, стали скупать местные земли площадью 370 га. Именно им принадлежит идея постройки вокзала Райзхольц, от которого были проложены железнодорожные пути к современной гавани Райзхольц. Цель - индустриализация города Бенрат, поскольку тогда это была территория Бенрата. Не отстала от новой гениальной идеи и семья предпринимателей Хенкель, перебазировавших своё химическое производство соды в 1900 году из Флингерна в Хольтхаузен. Им также были необходимы подъездные пути к новой гавани Райзхольц на Рейне. А ведь тогда Хольтхаузен также входил в состав города Бенрат. Итак, в 1898 году образовалось соместное акционерное общество „Industrieterrains Duesseldorf Reisholz AG zu Benrath“ (IDR). В 1899 году последовало освящение вокзала Райзхольц, а в 1901 году - гавани (пристани) Райзхольц. Идея создания индустриального региона к югу от Дюссельдорфа оказалась плодотворной. В скором времени сюда переехало производство труб Эрхарда (Rоhrenwerk Erhard (названное позже Thyssen), производсство зеркал (Spiegelglas AG, Guschky and Tоеnnesmann). За ними прибыли бумажные фабрики Feldmuehle (названная позже Stora Enso (1905) и Jagenberg (1906). IDR заключила договор с компанией по выработке электроэнергии RWE и здесь в 1908 году была построена электростанция, работавшая на каменном угле. Все начавшие функционировать производства были оснащены по последнему слову техники.

Дела пошли столь успешно, что отдел планирования Дюссельдорфа стал подготавливать документы на создание крупной промышленной гавани с мощной системой подъездных железнодорожных путей. Это 1912 год. Помешала Первая мировая война, но уже в 1927 году был составлен генеральный план промышленной застройки площадью 200 гектаров. Единственной помехой оставалась незначительгная глубина Рейна, поэтому стали присматриваться к территории Urdenbacher Kаеmpe. Несмотря на возникшие сложности, порт расширялся и в 1928 году (за год до присоединения Бенрата к Дюссельдорфу) на причальных стенках новой гавани работало уже 8 портовых кранов.

В 1940 году в излучине Химмельгайста планировалось начать новое строительство крупного сталеплавильного комбината, да вот только помешала несговорчивость владельца земли и усадьбы Микельн, герцога фон Аренберга, не пожелавшего отдавать замечательные природные ландшафты под строительство промышленного гиганта. А тут и Вторая мировая грянула, не до строительства... После войны вновь попытались вернуться к старым планам строительства сталеплавильного гиганта, но семья фон Аренберг осталась непреклонной и настроенной категорически против продажи своей земли. Планы планами, но уже в пятидесятые годы промышленное производство было полностью восстановлено. В 1957 году был запланировано строительство отдельного глубоководного причального канала. В 1964 году на месте вынешней гавани Райзхольца работало 10 портовых кранов, превматический зернопогрузчик и семь устройств по перекачке минеральных масел. Даже задумывались о строительстве моста через Рейн в районе Химмельгайста...

Но уже наметился упадок производства. Причём резко и сразу. Электростанция на каменном угле не смогла конкурировать с новыми мощными электростанциями, работавшими на буром угле и в 1966 году она была закрыта. Почти одновременно семь из десяти портовых кранов были проданы. Так гавать вошла в глубокую экономическую депрессию и застой. Она превратилась в небольшую пристань местного значения, предназначенную для разгрузки жидкого топлива. На подъездных путях наступило запустение и связь с железной дорогой практически прервалась.

К разрушающимся постройкам пристани стали присматриваться совершенно другие люди. Так, в 1992 году, вытесненные из действующей дюссельдорфской гавани художники, присмотрели для себя большие пустующие помещения фирмы Rheinumschlag GmbH. Владельцы территории стали обсуждать будущее гавани как нечто совершенно иного объекта городской инфрастуктуры. В 2000 году тогдашний шеф IDR Эберхард Киснер пытался пробить рекламный проект "Marina", целью которого было преобразование гавани в офисный центр модных и рекламных агенств вкупе с гаванью для парусных судов и превращения берега Рейна в привлекательную прогулочную променаду городского уровня. Но проект не прошёл, поскольку на территории гавани оставались и остаются действующие промпредприятия. Со своей стороны, дюссельдорфский клуб любителей велосипеда пробивал идею превращения территории в центр велотуризма со строительством велодорожек, но этот довольно затратный проект не нашёл поддержки у городских властей, но, как ни странно, велодорожка на берегу Рейна по территории пристани была проложена.

С 2004 года и по сей день ведётся дискуссия о будущем гавани Райзхольца, которой, как представляется, пока не видно конца. Последним проектом-идеей, озвученным в 2011 году и проталкиваемым поныне, является проект превращения гавани Райзхольца в одну из крупнейших контейнерных речных пристаней Европы. Речь идёт о создании современной базы для перегрузки морских (и речных) контейнеров, поступающих как из акватории Северного моря, так и в обратном направлении из промышленных и густонаселенных регионов Северного Рейна-Вестфалии. Для превращения идеи в реальную контейнерную гавань требуется вложить от 200 до 250 миллионов евро. Но... ведь рядом в Нойсе уже давно существует подобная контейнерная площадка и гавань, во-вторых, нужно реконструировать подъездные железнодорожные пути (а железнодорожная линия Дюссельдорф-Кёльн уже давно изъята из грузовых перевозок и нацелена на обслуживание скоростных пассажирских составов с прицелом на суперскоростные) и строить специальные каналы для обработки судов. Хотя, с другой стороны, из центре Дюссельдорфа уже давно пора убрать грузовой речной порт вместе с тепловой электростанцией.

Как будут развиваться события - увидим. Не стоит забывать о том, что в Европе не прекращается экономический кризис и Германия отстёгивает сумасшедшие суммы средств, чтобы поддерживать Евросоюз на плаву...



Назад, к блогу "Дюссельдорф: география и история"
Назад, в Энциклопедию Дюссельдорфа
Назад, на сайт "Дюссельдорф и его окрестности

Комментариев нет:

Отправить комментарий